Как студенты относятся к бизнесу?

7,3 % белорусских студентов намерены открыть собственное дело сразу по окончании вуза, а спустя пять лет после завершения обучения — 47,5 %.

В декабре 2018 — январе 2019 года Белорусский эконо­мический исследовательско-
образовательный центр (BEROC) провел второй опрос студентов высших учебных заведений страны в рамках «Глобального исследования предпринимательского потенциала студентов» (GUESSS). Участниками этой волны глобального исследования стали 54 государства. В нашей стране были опрошены 504 респондента (генеральная совокупность — 268,1 тыс. студентов, доверительная вероятность — 95 %, доверительный интервал — ±5 %).

Несмотря на недавние политические меры, связанные с развитием предпринимательства, в частности в системе высшего образования, большинство показателей, отражающих предпринимательские намерения и предпринимательскую активность студентов, продемонстрировали негативную динамику. Она может быть обусловлена прежде всего периодом роста экономики и реальной заработной платы в 2017—2018 годах.

Основные результаты и выводы исследования таковы:

– 7,3 % студентов намерены открыть собственное дело сразу по окончании вуза, спустя пять лет после завершения обучения — 47,5 %. Среднемировые показатели в 2018 году составили соответственно 9,0 и 34,7 %;

– 22,2 % белорусских студентов (30,7 % по всему миру) сообщили, что пытались открыть собственный бизнес или стать самозанятыми;

– 4,3 % студентов уже занимаются бизнесом или работают не по найму. Среднемировой показатель — 11,2 %;

– воспринимаемые уровни предпринимательской среды в вузе и обучения предпринимательству оказались ниже среднемировых — соответственно 4,1 (35-е место) и 4,0 (38-е);

– доля студентов, не посещавших курсы, связанные с предпринимательством, с 2016 года снизилась на 6,7 п. п., что является результатом государственной политики, направленной на расширение обучения предпринимательству.

Тенденция снижения предпринимательских намерений и предпринимательской активности наблюдается в соседних странах — России и Польше. Эти изменения отражают движение Беларуси, РФ и Польши в сторону группы наиболее развитых стран, в которых уровень предпринимательских намерений и предпринимательской активности студентов неизменно находится на более низком уровне.

С учетом главным образом обусловленного необходимостью, а не инновационного характера студенческого предпринимательства в менее развитых странах и регионах можно сделать вывод, что усилия государства должны быть сосредоточены на продвижении предпринимательской среды и образования в региональных университетах Беларуси. Это будет служить целям регионального развития (развитию человеческого капитала и малого и среднего предпринимательства), которое является одним из приоритетов для правительства.

Закрыть меню